Я не психолог, и даже не педагог. Но когда в твоей жизни появляются дети - ничего не остается делать, как ими стать. У меня, как у родителя, есть идеальная картинка, в которой я вижу своего ребенка с хорошим воспитанием, правильными манерами, инициативным взглядом, активной жизненной позицией и ..... и еще этот список может продолжаться бесконечно! Мы ведь все хорошие родители, поэтому хотим растить идеальных детей. Но почему-то в реальности это нереально =)
Поэтому, тут я собрала 10 самых важных тезисов, которыми пользуюсь постоянно (а кто дочитает до конца еще и + маленький бонус =). Именно они возвращают меня к начальной точки и мотивируют постоянно совершенствоваться самой, а не совершенствовать детей.
Повторюсь, что я не имею специализированного образование в области воспитания детей (или людей), я всего лишь скромный экономист. И при этом бесконечная тяга к пониманию человеческой природы, постоянно мною движет в изучении этих вопросов.
Все, что будет дальше написано - не мои разработки или теории, но именно ими я активно пользуюсь в жизни и общении с детьми (не только своими, и не только с детьми). Перелопатив множество книг и концепций, я выбрала - наиболее подходящие мне и моему личному мировоззрению. Так что, абсолютно нормально, если вы с чем-то будете солидарны, а с чем-то не согласитесь.
Очень популярно сейчас говорить, что я и мой ребенок - друзья! Особенно среди мам и дочек. Такое, новое течение в отношениях с детьми, после суровых советских времен - реабилитация, как я называю =)
Мне кажется, что очень важно с самого начала расставить в отношениях с ребенком точки над і. В дружбе ведь как - обоюдное удовольствие должно быть, игра "выиграл/выиграл".
Теперь представьте себя и своего лучшего друга в подобном разговоре:
- Убери пожалуйста колготки из-под кровати.
- Не хочу.
- Убери пожалуйста.
- Не буду.
- Таааак, если сейчас..... (Дальше обычно идут угрозы, или ультиматумы, или строгое приказание, или вы сами идете убирать детские колготки - у каждой семьи - свое продолжение).
Разве вы так общаетесь с близкими товарищами? При встрече с ними говорите ли вы: "Если ты не сделаешь то-то, то тогда тебе будет это вот"? С друзьями - вряд ли (ведь они могут обидеться, перестать с вами дружить, подумают, что вы - требовательный эгоист и т.д.), а вот с собственными детьми - обычное дело!
Или, такой диалог с вашим хорошим приятелем:
- Ты покушал перед школой?
- Нет, я не успел (не хочу/мне не вкусно/я вчера еще наелся и т.д.)
Что вы в обычной ситуации скажете другу? А своему ребенку? Уверена, что это будут абсолютно 2 разных ответа!
В общем, друзья, вы можете выполнять и роль друга, и наставника, и организатора, и быть моделью для подражания. Категорически нельзя выполнять только одну роль, постарайтесь захватить несколько граней. Самое важное, что должен понять ваш ребенок: выражать своё несогласие - нормально! Но помни, что мама и папа всё равно главные!
Станьте другом ребенку-подростку! Вот это - крайне важно, а пока он - малыш: расслабьтесь и приспособьте мир ребенка к вашему, а не наоборот.
Тут все просто! Оглянитесь вокруг и ответьте на вопрос: "Нравится ли вам общество, в котором находитесь вы и ваша семья?". Думайте глубже: речь идет не о любимых бабушках/дедушках, талантливом учителе танцев или 8-летней воспитанной Машеньке из соседнего подъезда. Я говорю о глобальных вещах: система образования и медицина, телевидение и интернет, подростковые тусовки и ночные клубы....
Не очень нравятся? Ну так вот - если вы не уделяете время для разговоров и установок реальных ориентиров для своего ребенка, то за вас это сделает общество. Оно сделает свою прививку со своими ценностями, какими считает нужными и важными в данный период времени: насилие, теория потребительства, искусственные эмоции и в таком духе. Я вас не пугаю, просто смотрите немного дальше.
Поэтому в нашем доме - нет телевидения (и я бесконечно рада, что в саду телевизор включают только по пятницам), мы с мужем развиваем наиболее важные (с нашей колокольни) навыки у себя и детей: активность, интерес к жизни, дружелюбие, эмпатию.... Именно сейчас мы стараемся "встроить" в детей тот компас ориентиров, который не даст им в будущем заменить настоящее ложным.
Дети любят сопротивляться. Это нужно для их развития и становления личности. Но дети также любят и сотрудничать!
Как оказалось, это огромное удовольствие для обоих сторон - проговорить правила игры, конечный результат и получить "выигрыш" от договоренностей! Самая важная деталь - это играть по схеме "Выиграл/Выиграл", когда выгодно сотрудничать обоим сторонам, а не одной.
Иными словами: старайтесь убрать из своего воспитания методы запугивания, манипулирования и угроз. Пользуйтесь только вовлечением и сотрудничеством.
Как же часто слышу от мам:
- Ох, ребенок у меня очень трудный (самый гипер-мега-активный, самый упрямый, самый вредный, самый стеснительный) и т.д.
- Я читала миллион книг о воспитании - ни одна не помогает! Я уже все проверила!
- Я уже смерилась с таким поведением! Ох, я не завидую будущей жене моего сына.
- Да пробовала я эти упражнения целый месяц - никаких изменений!
В общем-то есть хорошая новость, если думать так длительное время, то ваше видение безоговорочно станет реальностью. Я серьезно!
А есть второй момент - это терпение, любовь и уважение к вашему ребенку. Такие банальные, на первый взгляд, слова - но именно они давали мне силы перевести дух после солидной нервотрепки, досчитать до 10 и встать на новую ступень сотрудничества.
Если вы не уважаете своего ребенка, то его никто не будет уважать. Даже сам себя он не будет уважать - вот вам и самооценка! Да, дети младше нас. И чаще мы привыкли говорить им об уважении к старшим, а не себе - по отношению к малышам.
Если вы не будете к детям терпеливы, то и вправду, ни одна методика и технология воспитания не сработает! Все закончится на первой неделе или месяце (в зависимости от вашей психологической стабильности =), а воспитание и сотрудничество - процесс длительный и постоянный! От рождения и до подросткового периода. Мужайтесь =)
Ну а если нет любви - то нет любви.... Тут уже ничем не поможешь, не научишь....
Уважения вам, терпения и любви!
Самый тяжелый для меня вывод. Мой ребенок? И мне не принадлежит? Тут сразу вспоминается анекдот: 9 месяцев носила, целый день рожала, учить ходила, подгузники меняла - а она видите ли на папу похожа!
Ну а если серьезно, то когда мы были в костеле в Пасхальную Ночь, нам читали отрывок из Библии, где Авраам приносит своего сына в жертву к Богу (кто не помнит, очень рекомендую возобновить в памяти тут). И тут меня очень сильно "вставило", говоря на легком слэнге.
Речь идет, в большей степени, не о религии и вере, а о собственности и любви. О невозможности БЕЗ чего-либо существовать. Потерять смысл в жизни - вот моя паранойя. А смысл каждый придаст себе сам: у кого это работа или карьера, у кого-то ребенок или муж.... Не важно что это, главное - другое. Когда мы не представляем себя без этого "смысла жизни", то Господь (это в моем случае, в вашем могут быть другие варианты) смело забирает его для того, чтобы вы переосмысли свою жизнь и нашли правильные ориентиры.
Сумбурно очень написала, потому что очень "за живое". Хотела лишь еще раз сказать, речь веду не о религии. Мой муж всегда мне говорил: "Успокойся, в этом мире тебе НИЧЕГО НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ".
Ооооо, это моя любимая тема! Как же мы любим давать детям роли:
- Мой ребенок такой слабенький, все время болеет!
- С ним никто не может справиться: ни в школе, ни дома.
- Старший у меня трудный ребенок, а младший - отличник.
- Юля такая умненькая, всегда найдет ответ на любой вопрос.
Вот мы и раздали ярлыки своим детям. И не обязательно негативного характера, есть и хорошие ярлыки. И постепенно ребенок, которого так обозначили, начинает играть свою роль. Как близкое окружение думает о ребенке, замечательно влияет на то, как ребенок думает о себе.
"Вот это да! - думаете вы. - С завтрашнего дня свою Машу буду называть только самой умной, красивой, целеустремленной и талантливой!". Но позвольте детям быть самим собой, искать себя, проявлять разные чувства. Это огромная тяжесть все время играть, даже казалось бы, положительную роль "отличницы", ведь от тебя этого постоянно ожидают, ты не можешь подвести. А что говорить о "проказниках"? Если все вокруг так думают, то что остается делать мне? Ответ: стать этим проказником.
Не решайте за ребенка как и кем ему быть. Не навязывайте ему ролей!
Советую провести один эксперимент. Перестаньте ребенку делать замечания и его критиковать. Просто все претензии замените на факты. До сих пор не убрался в комнате? Констатируйте: "В комнате грязно. Давай уберемся". Медленно собирается? Констатируйте: "Осталось 5 минут до выхода. За это время необходимо успеть допить чай и одеть штаны". Это первое.
Второе. Абсолютно все, что ребенок делает хорошо - замечайте это и проговаривайте. Тут мало похвалы не бывает. "Как быстро ты оделся, всего 5 минут - лучший результат этой недели." Или: "Так вежливо разговаривал с воспитательницей, я тобой горжусь!". Или: "Замечательно написал это слово: очень ровно и быстрее предыдущего!"
Оказывается, есть миллион причин в день, чтобы похвалить ребенка. Сложно это замечать в первые 2 дня, а потом - как по маслу.
И третье. Если вдруг вы не удержались (а такое бывает, что уж скрывать) и наделали кучу замечаний ребенку, покрыли его толстым слоем критики и собственных умозаключений, то когда осознаете это - остановитесь. Извинитесь перед ребенком за словесный порыв. И в благодарность за то, что ребенок с его детской психикой все это выслушал - от вас 3 приятных комплимента в течении следующего часа. Исправительное задание =)
Проведите такой эксперимент. И разницу заметите сразу!
P.S.: помните только про терпение и регулярность.
Когда-то я была на тренинге, где мы делали упражнение, изменившее мое отношению к росту человека навсегда =)
Суть: задание было в паре. Один садился человек на пол, а второй - стоял стоя. Оба говорили о важных для них вещах, не прерывая контакта "глаза в глаза". 5 минут это длилось. Потом, следующие 5 минут важных разговоров, проходило сидя, где глаза были на одном уровне (очень важный момент, что сидя: ноги у всех разные, а вот туловища более-менее одинаковые). И последние 5 минут - менялись позициями (кто сидел - стоял, а кто стоял - сел на пол).
В общем, разница колоссальная! Давление - сумасшедшее! Проведите этот эксперимент дома с мужем/женой и вы поймете, что чувствует ваш ребенок, когда вы с ним говорите на разных "высотах". Это всего 15 минут вашего времени, а урок на всю жизнь. В моем случае - еще и новая привычка - чаще говорить с ребенком на одном уровне глаз.
P.S.: важные условия эксперимента. 1. Действительно важные темы для обсуждения (например, тема родителей или какой-то конфликт) 2. Все 15 минут нельзя прерывать контакта глаз.
Часто родители, из-за огромной любви к своим чадам, стараются дать им всё! В буквальном смысле этого слова: лучшая школа (или программа минимум: лучший классный руководитель), лучшая музыкальная школа (или программа минимум - занятия по музыке 7 раз в неделю), лучшие друзья (или программа минимум - лучше уж дома сидеть, чем играть с кем попало), лучшие оценки в табеле (или программа минимум - нет программы минимум, впихнем в ребёнка максимум знаний и умений!).
Конечно, родители желают самое лучшее своему ребенку. Это безусловно.
Но начните думать по-другому. В яблочном семени таится подробнейший план его будущего роста и развития. Не думайте, будто вам необходимо сделать своих детей хорошими (программа минимум - лучшими), - признайте, что они уже хороши. Просто удобряйте (поддерживайте) свою яблоню и у нее все получится =)
А свои амбиции оставьте себе и внедряйте в себя. Зачем такому добру пропадать? =)
Это тоже патология 90% мам. Ну любим мы сравнивать и оценивать!
- А мой уже с 4-х месяцев сам в горшок писает.
- А Ульяна начала читать с 5 лет, а Ярослав вообще с 7.
- Почему ты не можешь вести себя так как Лиза? Она такая аккуратная, родителей слушается.
- Почему вся семья должна ждать тебя одного? Твой брат обул ботинки еще 10 минут назад!
На детских площадках, за чашечкой кофе в разговоре двух мам или в школах-развивайках, я везде слышу эти сравнения. Ещё хуже - это мамские форумы. Это просто мекка для поднятия самооценки женщин в декрете за счет других мам. Я от чистого сердца советую - никому и никогда не общаться на таких форумах.
И так, вернемся к сравнениям. Это наша привычка. И для начала, нужно это осознать.
Теперь стараемся ее убрать. А убрать негативную привычку можно только заместив ее новой. Например, начните просто описывать действия ребенка, когда хотите его сравнить с кем-то. Самое главное - говорить только о поведении этого конкретного ребенка. Остальные особи не имеют к нему никакого отношения.
Например, вместо сравнения: "Ты всегда хорошо одета, не то что твоя сестра. Выглядит так, словно одевалась в темноте" используй описание: "Мне нравится твой цветочный принт рубашки и то, как он сочетается с брюками синего цвета".
Я еще использую сравнение ребенка с ним же, но в прошлом. Как бы в динамике. Например: "Сегодня ты позавтракала быстрее, чем вчера. Благодаря этому, у нас есть лишние 5 минут для игры".
В общем, после осознания, это оказалось не так уж и сложно - отказаться от сравнений.
Ну и напоследок, скажу что я далеко не идеальная родительница. Просто очень люблю своих детей и стремлюсь быть хорошей мамой. Мамой - которая и друг, и наставник, и лидер. Мамой - которая не пытается изменить детей, потому что знает как тяжело поменять себя. Мамой - с которой захочется дружить в подростковом периоде и взрослой осознанной жизни. Такой мамой - какой для меня сейчас является моя мама - безгранично любящая и сильная. Сильная настолько - что готова промолчать, когда все хотят дать детям совет. Сильная настолько, что отпускает детей, когда основная масса - держит рядом. И при этом настолько мудрая, что чувствуешь ее всегда рядом, даже когда физически она далеко.
Отсюда выплыла моя последняя (на сегодня) мудрость, уже одиннадцатая.
Естественно, родители любят своих чад и берегут их как только могут. Но только самые мудрые родители умеют вовремя остановиться и дать возможность пройти своим детям их собственный и уникальный путь.
Всем желаю такой мудрости =)
Поэтому, тут я собрала 10 самых важных тезисов, которыми пользуюсь постоянно (а кто дочитает до конца еще и + маленький бонус =). Именно они возвращают меня к начальной точки и мотивируют постоянно совершенствоваться самой, а не совершенствовать детей.
Повторюсь, что я не имею специализированного образование в области воспитания детей (или людей), я всего лишь скромный экономист. И при этом бесконечная тяга к пониманию человеческой природы, постоянно мною движет в изучении этих вопросов.
Все, что будет дальше написано - не мои разработки или теории, но именно ими я активно пользуюсь в жизни и общении с детьми (не только своими, и не только с детьми). Перелопатив множество книг и концепций, я выбрала - наиболее подходящие мне и моему личному мировоззрению. Так что, абсолютно нормально, если вы с чем-то будете солидарны, а с чем-то не согласитесь.
Очень популярно сейчас говорить, что я и мой ребенок - друзья! Особенно среди мам и дочек. Такое, новое течение в отношениях с детьми, после суровых советских времен - реабилитация, как я называю =)
Мне кажется, что очень важно с самого начала расставить в отношениях с ребенком точки над і. В дружбе ведь как - обоюдное удовольствие должно быть, игра "выиграл/выиграл".
Теперь представьте себя и своего лучшего друга в подобном разговоре:
- Убери пожалуйста колготки из-под кровати.
- Не хочу.
- Убери пожалуйста.
- Не буду.
- Таааак, если сейчас..... (Дальше обычно идут угрозы, или ультиматумы, или строгое приказание, или вы сами идете убирать детские колготки - у каждой семьи - свое продолжение).
Разве вы так общаетесь с близкими товарищами? При встрече с ними говорите ли вы: "Если ты не сделаешь то-то, то тогда тебе будет это вот"? С друзьями - вряд ли (ведь они могут обидеться, перестать с вами дружить, подумают, что вы - требовательный эгоист и т.д.), а вот с собственными детьми - обычное дело!
Или, такой диалог с вашим хорошим приятелем:
- Ты покушал перед школой?
- Нет, я не успел (не хочу/мне не вкусно/я вчера еще наелся и т.д.)
Что вы в обычной ситуации скажете другу? А своему ребенку? Уверена, что это будут абсолютно 2 разных ответа!
В общем, друзья, вы можете выполнять и роль друга, и наставника, и организатора, и быть моделью для подражания. Категорически нельзя выполнять только одну роль, постарайтесь захватить несколько граней. Самое важное, что должен понять ваш ребенок: выражать своё несогласие - нормально! Но помни, что мама и папа всё равно главные!
Станьте другом ребенку-подростку! Вот это - крайне важно, а пока он - малыш: расслабьтесь и приспособьте мир ребенка к вашему, а не наоборот.
Тут все просто! Оглянитесь вокруг и ответьте на вопрос: "Нравится ли вам общество, в котором находитесь вы и ваша семья?". Думайте глубже: речь идет не о любимых бабушках/дедушках, талантливом учителе танцев или 8-летней воспитанной Машеньке из соседнего подъезда. Я говорю о глобальных вещах: система образования и медицина, телевидение и интернет, подростковые тусовки и ночные клубы....
Не очень нравятся? Ну так вот - если вы не уделяете время для разговоров и установок реальных ориентиров для своего ребенка, то за вас это сделает общество. Оно сделает свою прививку со своими ценностями, какими считает нужными и важными в данный период времени: насилие, теория потребительства, искусственные эмоции и в таком духе. Я вас не пугаю, просто смотрите немного дальше.
Поэтому в нашем доме - нет телевидения (и я бесконечно рада, что в саду телевизор включают только по пятницам), мы с мужем развиваем наиболее важные (с нашей колокольни) навыки у себя и детей: активность, интерес к жизни, дружелюбие, эмпатию.... Именно сейчас мы стараемся "встроить" в детей тот компас ориентиров, который не даст им в будущем заменить настоящее ложным.
Дети любят сопротивляться. Это нужно для их развития и становления личности. Но дети также любят и сотрудничать!
Как оказалось, это огромное удовольствие для обоих сторон - проговорить правила игры, конечный результат и получить "выигрыш" от договоренностей! Самая важная деталь - это играть по схеме "Выиграл/Выиграл", когда выгодно сотрудничать обоим сторонам, а не одной.
Иными словами: старайтесь убрать из своего воспитания методы запугивания, манипулирования и угроз. Пользуйтесь только вовлечением и сотрудничеством.
Как же часто слышу от мам:
- Ох, ребенок у меня очень трудный (самый гипер-мега-активный, самый упрямый, самый вредный, самый стеснительный) и т.д.
- Я читала миллион книг о воспитании - ни одна не помогает! Я уже все проверила!
- Я уже смерилась с таким поведением! Ох, я не завидую будущей жене моего сына.
- Да пробовала я эти упражнения целый месяц - никаких изменений!
В общем-то есть хорошая новость, если думать так длительное время, то ваше видение безоговорочно станет реальностью. Я серьезно!
А есть второй момент - это терпение, любовь и уважение к вашему ребенку. Такие банальные, на первый взгляд, слова - но именно они давали мне силы перевести дух после солидной нервотрепки, досчитать до 10 и встать на новую ступень сотрудничества.
Если вы не уважаете своего ребенка, то его никто не будет уважать. Даже сам себя он не будет уважать - вот вам и самооценка! Да, дети младше нас. И чаще мы привыкли говорить им об уважении к старшим, а не себе - по отношению к малышам.
Если вы не будете к детям терпеливы, то и вправду, ни одна методика и технология воспитания не сработает! Все закончится на первой неделе или месяце (в зависимости от вашей психологической стабильности =), а воспитание и сотрудничество - процесс длительный и постоянный! От рождения и до подросткового периода. Мужайтесь =)
Ну а если нет любви - то нет любви.... Тут уже ничем не поможешь, не научишь....
Уважения вам, терпения и любви!
Самый тяжелый для меня вывод. Мой ребенок? И мне не принадлежит? Тут сразу вспоминается анекдот: 9 месяцев носила, целый день рожала, учить ходила, подгузники меняла - а она видите ли на папу похожа!
Ну а если серьезно, то когда мы были в костеле в Пасхальную Ночь, нам читали отрывок из Библии, где Авраам приносит своего сына в жертву к Богу (кто не помнит, очень рекомендую возобновить в памяти тут). И тут меня очень сильно "вставило", говоря на легком слэнге.
Речь идет, в большей степени, не о религии и вере, а о собственности и любви. О невозможности БЕЗ чего-либо существовать. Потерять смысл в жизни - вот моя паранойя. А смысл каждый придаст себе сам: у кого это работа или карьера, у кого-то ребенок или муж.... Не важно что это, главное - другое. Когда мы не представляем себя без этого "смысла жизни", то Господь (это в моем случае, в вашем могут быть другие варианты) смело забирает его для того, чтобы вы переосмысли свою жизнь и нашли правильные ориентиры.
Сумбурно очень написала, потому что очень "за живое". Хотела лишь еще раз сказать, речь веду не о религии. Мой муж всегда мне говорил: "Успокойся, в этом мире тебе НИЧЕГО НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ".
Ооооо, это моя любимая тема! Как же мы любим давать детям роли:
- Мой ребенок такой слабенький, все время болеет!
- С ним никто не может справиться: ни в школе, ни дома.
- Старший у меня трудный ребенок, а младший - отличник.
- Юля такая умненькая, всегда найдет ответ на любой вопрос.
Вот мы и раздали ярлыки своим детям. И не обязательно негативного характера, есть и хорошие ярлыки. И постепенно ребенок, которого так обозначили, начинает играть свою роль. Как близкое окружение думает о ребенке, замечательно влияет на то, как ребенок думает о себе.
"Вот это да! - думаете вы. - С завтрашнего дня свою Машу буду называть только самой умной, красивой, целеустремленной и талантливой!". Но позвольте детям быть самим собой, искать себя, проявлять разные чувства. Это огромная тяжесть все время играть, даже казалось бы, положительную роль "отличницы", ведь от тебя этого постоянно ожидают, ты не можешь подвести. А что говорить о "проказниках"? Если все вокруг так думают, то что остается делать мне? Ответ: стать этим проказником.
Не решайте за ребенка как и кем ему быть. Не навязывайте ему ролей!
Советую провести один эксперимент. Перестаньте ребенку делать замечания и его критиковать. Просто все претензии замените на факты. До сих пор не убрался в комнате? Констатируйте: "В комнате грязно. Давай уберемся". Медленно собирается? Констатируйте: "Осталось 5 минут до выхода. За это время необходимо успеть допить чай и одеть штаны". Это первое.
Второе. Абсолютно все, что ребенок делает хорошо - замечайте это и проговаривайте. Тут мало похвалы не бывает. "Как быстро ты оделся, всего 5 минут - лучший результат этой недели." Или: "Так вежливо разговаривал с воспитательницей, я тобой горжусь!". Или: "Замечательно написал это слово: очень ровно и быстрее предыдущего!"
Оказывается, есть миллион причин в день, чтобы похвалить ребенка. Сложно это замечать в первые 2 дня, а потом - как по маслу.
И третье. Если вдруг вы не удержались (а такое бывает, что уж скрывать) и наделали кучу замечаний ребенку, покрыли его толстым слоем критики и собственных умозаключений, то когда осознаете это - остановитесь. Извинитесь перед ребенком за словесный порыв. И в благодарность за то, что ребенок с его детской психикой все это выслушал - от вас 3 приятных комплимента в течении следующего часа. Исправительное задание =)
Проведите такой эксперимент. И разницу заметите сразу!
P.S.: помните только про терпение и регулярность.
Когда-то я была на тренинге, где мы делали упражнение, изменившее мое отношению к росту человека навсегда =)
Суть: задание было в паре. Один садился человек на пол, а второй - стоял стоя. Оба говорили о важных для них вещах, не прерывая контакта "глаза в глаза". 5 минут это длилось. Потом, следующие 5 минут важных разговоров, проходило сидя, где глаза были на одном уровне (очень важный момент, что сидя: ноги у всех разные, а вот туловища более-менее одинаковые). И последние 5 минут - менялись позициями (кто сидел - стоял, а кто стоял - сел на пол).
В общем, разница колоссальная! Давление - сумасшедшее! Проведите этот эксперимент дома с мужем/женой и вы поймете, что чувствует ваш ребенок, когда вы с ним говорите на разных "высотах". Это всего 15 минут вашего времени, а урок на всю жизнь. В моем случае - еще и новая привычка - чаще говорить с ребенком на одном уровне глаз.
P.S.: важные условия эксперимента. 1. Действительно важные темы для обсуждения (например, тема родителей или какой-то конфликт) 2. Все 15 минут нельзя прерывать контакта глаз.
Часто родители, из-за огромной любви к своим чадам, стараются дать им всё! В буквальном смысле этого слова: лучшая школа (или программа минимум: лучший классный руководитель), лучшая музыкальная школа (или программа минимум - занятия по музыке 7 раз в неделю), лучшие друзья (или программа минимум - лучше уж дома сидеть, чем играть с кем попало), лучшие оценки в табеле (или программа минимум - нет программы минимум, впихнем в ребёнка максимум знаний и умений!).
Конечно, родители желают самое лучшее своему ребенку. Это безусловно.
Но начните думать по-другому. В яблочном семени таится подробнейший план его будущего роста и развития. Не думайте, будто вам необходимо сделать своих детей хорошими (программа минимум - лучшими), - признайте, что они уже хороши. Просто удобряйте (поддерживайте) свою яблоню и у нее все получится =)
А свои амбиции оставьте себе и внедряйте в себя. Зачем такому добру пропадать? =)
- А мой уже с 4-х месяцев сам в горшок писает.
- А Ульяна начала читать с 5 лет, а Ярослав вообще с 7.
- Почему ты не можешь вести себя так как Лиза? Она такая аккуратная, родителей слушается.
- Почему вся семья должна ждать тебя одного? Твой брат обул ботинки еще 10 минут назад!
На детских площадках, за чашечкой кофе в разговоре двух мам или в школах-развивайках, я везде слышу эти сравнения. Ещё хуже - это мамские форумы. Это просто мекка для поднятия самооценки женщин в декрете за счет других мам. Я от чистого сердца советую - никому и никогда не общаться на таких форумах.
И так, вернемся к сравнениям. Это наша привычка. И для начала, нужно это осознать.
Теперь стараемся ее убрать. А убрать негативную привычку можно только заместив ее новой. Например, начните просто описывать действия ребенка, когда хотите его сравнить с кем-то. Самое главное - говорить только о поведении этого конкретного ребенка. Остальные особи не имеют к нему никакого отношения.
Например, вместо сравнения: "Ты всегда хорошо одета, не то что твоя сестра. Выглядит так, словно одевалась в темноте" используй описание: "Мне нравится твой цветочный принт рубашки и то, как он сочетается с брюками синего цвета".
Я еще использую сравнение ребенка с ним же, но в прошлом. Как бы в динамике. Например: "Сегодня ты позавтракала быстрее, чем вчера. Благодаря этому, у нас есть лишние 5 минут для игры".
В общем, после осознания, это оказалось не так уж и сложно - отказаться от сравнений.
Ну и напоследок, скажу что я далеко не идеальная родительница. Просто очень люблю своих детей и стремлюсь быть хорошей мамой. Мамой - которая и друг, и наставник, и лидер. Мамой - которая не пытается изменить детей, потому что знает как тяжело поменять себя. Мамой - с которой захочется дружить в подростковом периоде и взрослой осознанной жизни. Такой мамой - какой для меня сейчас является моя мама - безгранично любящая и сильная. Сильная настолько - что готова промолчать, когда все хотят дать детям совет. Сильная настолько, что отпускает детей, когда основная масса - держит рядом. И при этом настолько мудрая, что чувствуешь ее всегда рядом, даже когда физически она далеко.
Отсюда выплыла моя последняя (на сегодня) мудрость, уже одиннадцатая.
Естественно, родители любят своих чад и берегут их как только могут. Но только самые мудрые родители умеют вовремя остановиться и дать возможность пройти своим детям их собственный и уникальный путь.
Всем желаю такой мудрости =)
Sign up here with your email
10 коммент.
Write коммент.Отличная статья! Очевидные вещи, но когда прокрутить у себя в голове все написанное и задуматься о своем поведении, то приходит понимание "работы не початый край". Вы образцовая для меня семья, и во многом меня вдохновляете. Спасибо!
ReplyКристинка, ты - умница!!!!! Заботливая, умная, любящая, творчесская и добрая мать!
ReplyДякую! Дуже багато чого відгукнулось.
ReplyБыть образцовой семьей - это через чур ответственно)) не идеализируйте)) мы достаточно обычная семья) спасибо, Алена, вам за отзыв))
ReplyСпасибо, очень интересно)) такие методы и со взрослыми тоже работают)))
ReplyХаха)) Оля, тут главное - не говорить об этом самим взрослым))
ReplyКлааас!! Спасибо,Кристинаа!!!
ReplyТвой блог-это нечто!! =)) Очень интересно и полезно!!
Полина, спасибо за отзыв! Рада, что полезно)
ReplyDziękuję, Kochana! :)
ReplyАха-ха)) Оля прямо опередила меня - тоже считаю, а что-то и использую со взрослыми) тут не дело - взрослый -ребенок - это просто особенности длительных взаимоотношений с людьми)
ReplyПрекрасная статья ! и еще очень зацепило про маму)
ConversionConversion EmoticonEmoticon