Мои дети в мире животных

Я из тех людей, которые отчаянно верят, что если дети не наиграются до школы, то именно в школе разыграются  непременно. Ну то есть, оторвутся по полной, как говорится =) Я не сажусь с дочкой или сыном за стол со словами: "А сейчас я вам покажу букву А, Б и К", я  не тренирую "руку" на прописях, не учу их читать/писать в классическом понимании слова "учить". В общем, мы с ними играем. Но играть же тоже можно по-разному....




Мой любимый подход.

Больше всего я люблю тематические погружения! Я когда-то описывала подобную практику с Щелкуничиком. На протяжении 2-х недель, мы смотрели мультфильм, читали сказку на двух языках (английском и русском), слушали "Вальс Феи Драже"  Чайковского, получали неожиданные подарки в виде орехов от самого Щелкунчика, даже декорировали деревянного героя, а всё это увенчалось декабрьским походом  на балет по мотивам произведения. Детям эта тема зашла лучше некуда, Ульяна так прониклась, что с фигуркой Щелкунчика спала под ёлкой как Клара, а Ярослав отлично выговаривает его имя по английски.

Похожее мы повторили и с Африкой. Ели фрукты с континента, которые смогли найти зимой у нас (манго, банан, ананас, папайя), искали Африку на карте, обсуждали людей, которые там живут (особенно детей возбудил вопрос цвета их кожи), сортировали животных на "местных" и не очень, а потом всех поили водой, потому что там часто засуха. Смотрели и мультфильм, и фильм  "Книга Джунглей" от Диснея. Всем очень рекомендую оба! Несмотря на то, что события происходят вообще не в Африке, но понятие джунглей, животных, стаи и природы - переданы просто восхитительно!

В общем, суть подхода - это обучение в игре с максимальным погружением в среду.
Какие условия этой игры:

- период погружения должен быть ни длинным ни коротким. Я выбрала срок в одну-две недели. Не больше, чтоб не оказалось переутомления от темы. И не меньше, чтоб глубина погружения была достаточной.


- каждый день нужно "прикасаться" к выбранному предмету. Это может быть просто разговор, возможно, наблюдения или сравнения (например, мы нашли участок хорошенько  потрескавшейся земли и вспомнили засуху в Африке). Это может быть творческая работа, прослушивание аудиозаписей, чтение книги, просмотр видео, поход в театр, музей, парк... Да что угодно! Главное, чтоб вы постоянно проводили этот мостик к выбранному вопросу.

- старайтесь использовать все 5 чувств сенсорики (слух, вкус, прикосновение, запах и визуальная часть). Это всё ощущения и их нужно разнообразить, чтоб развить память.


- содержательно, но не слишком много. Наша цель - вовлечь и рассказать занятные факты, но не выбить интерес ребёнка через надмерную подачу информации.

- готовиться к занятиям всё-таки нужно. Нравится вам или нет, но эффект гораздо круче, если вы наперёд продумаете свои шаги во время погружения.

Думаете, я очень идейная и креативная? Ошибаетесь, дорогие. У меня просто есть интернет и желание.

Поэтому, собрав приличную папку с погружением в животный мир, я решила поделиться с вами. Ведь, возможно, кого-то это направит, а кому-то сэкономит время.

Погружение в мир животных. Пакет длительностью в 2 недели.

Начнём с возраста. У меня двое детей (2011 и 2013 года), на момент написания поста - 2 и 5 лет с половинками. Мальчик и девочка. Идеальная раскладка для кейса =)

Делаю для них одинаковую программу и провожу её одновременно для обоих. Понятно, что многое бывает слишком просто для старшей и множество сложностей для младшего. Но в компании всё делать намного веселей. И никогда не угадаешь кто из детей сделает чудный инсайт этого дня, удивив не столько самого себя, сколько именно родителя.




И так. Начнём с основ. А именно  примеры реальных животных. Это могут быть домашние животные, контактные зоопарки (это просто мега новшество!), фермы, зоомагазины, питомники, парки (белочек, птичек, армии солдатиков и муравьёв - никто в парках не отменял), птичьи озёра и реки и т.д. В общем, вы поняли - ищем реальных животных. Чтоб увидеть, услышать, а главное - немного понаблюдать за их поведением, повадками и привычками. К этой основе можно "клеить" практически всё что угодно: задания, квэсты, дневники или анкеты животных....


Правду говорят, что у детей нет страха до первого негативного опыта =)

Второе. Позаботьтесь о наличии наглядного материала, который всегда будет "под рукой". Карточки, сказки, энциклопедии, фотографии, пазлы, репродукции картин, на которых присутствуют животные. Пусть эти материалы будут разные (маленького и крупного размера: от карточки 5*5 см до настенного плаката), выполненные на разном материале (бумага, картон, кубик, книга, ткань, дерево). Еще можно использовать наклейки, печати (штампики) или тематические альбомы для творчества на тему животного мира. Тут подойдут также музеи (и не только природоведческие, а и картинные галереи). Такие музеи, конечно, не на "короткой руке" с быстрым доступом, как, например, карточки или книги, но зато совершенно другой формат вовлечения.Также BBC и Animal Planet создали множество детских передач о животных. Меня лично поражает в таких видео - качество съёмки, а моих детей завораживает  история конкретного животного -"героя"  (в основном, эти передачи созданы в виде конкретного сюжета, иногда с трагическим концом).

Третье. Позаботьтесь о наличии тактильного материала. Сойдут мини фигурки животных (очень важно: реалистичных, а не сказочных или мультяшных, где зачастую неправильно изображены пропорции тела, цвет или недайбоже вообще есть несуществующие части тела, как, например, зубы у папугая из Алладина). Также отлично подходят перья (если вы говорите о птицах), колючий коврик (если вы говорите о ёжиках или дикобразах), мёд (если речь идёт о пчелах. И да, его можно использовать как тактильный материал - ведь он липкий!). Существуют отличные игры. Например, у нас есть - Tactilo Loto от  DJEСO


Я обожаю именно эти фигурки фирмы Шляйх. Расписаны вручную, краска держится идеально =) Правда! Мы их и купали, и замораживали во льдах, и закапывали в песок! Выдержали отлично, что не скажешь о других фирмах. Про дизайн, вообще молчу =)


Игра на фактуры. Видно на фотографии не очень, на ощупь - очень четко ощущаешь разные тактильные особенности поверхности: кудрявая, гладкая, слизкая, шершавая, скрипящая...

Четвёртое. Увидеть животных и потрогать (более менее) мы ещё сможем организовать. Но вот что касается "послушать" и "ощутить вкус" - тут сложнее. Советую набраться терпения и фантазии. Первое, что нужно понять: не с каждым животным у нас получится это сделать. Например, сложно передать звук зайца или рыбки. Да и со вкусом животных  тоже не очень корректно получается.... Поэтому можно ограничиться яркими примерами.

Возьмём тот же самый мёд. А если ещё и показать отрывок из фильма "Книга Джунглей" 2016 года, где Балу с Маугли охотятся на этот мёд, то он вдвойне вкусным будет =).

Какие ещё могут подойти материалы? Устройте дегустацию молока для детей. Благо видов сейчас этого молока множество. К животному молоку добавьте растительное (соевое, рисовое, кокосовое, миндальное ...). Это всё можно сопроводить карточками с картинками, где нарисована корова, коза или даже овечка. А можно пойти другим путём и собрать коллекцию продуктов, приготовленные с помощью молока. Начать можно прямо с супермаркета: найти и купить сгущенку, масло, кефир, сметану, йогурт, сыр, творог, сливки, мороженное, топленное молоко и покатилось!

Что касается "послушать" - пение птиц, жужжание пчёл, кваканье лягушек, крики обезьян, ржание коней, мяуканье котов, беканье барашек, рычание львов - список можно продолжать ещё долго, а эти звуки очень доступны рядом или в записи.

После того как подготовлено материалы - приступайте к игре. По другому никак =) Поэтому придумывайте правила, фантазируйте сюжеты, соображайте квэсты, сочиняйте сказки, мастерите, лепите, стройте и рисуйте!

Дальше  меньше текста - больше фото с небольшими описаниями. А ещё ниже - ссылки на инспирейшины =)


Вот так и рождается наша любовь к животным. В данном случае к фламинго. Естественно, кроме леггинсов (помните, что одевать в зоо что-то с изображением животного - итс олвэйз гуд айдиа?) у нас есть еще фигурки птицы, любимая футболка и карточки с ними. 
У Ярослава своя любовь: пингвины и жирафы. А вот Зебру любят ВСЕ члены нашей семьи =)


А это те элементарные игры, которыми можно играть даже во время приготовления ужина. К карточке найти животное (или в более сложной версии - домино), из всех возможных животных выбрать только африканских (или птиц, любящие водоёмы) и напоить их водой в озере, ведь на их континенте часто бывает засуха. Ещё можно сортировать животных по цветам, например, только  черно-белые (зебра, панда, пингвин, тукан, кит, сорока, полярный медведь...), на подводных, наземных, насекомых, по континентам, хищники, травоядные, домашние, дикие, быстрые, медленные и т.д. 


Одним из заданий в зоопарке для Ульяны было: заполнить дневник настроений обезьян. На карточке я наклеила разные виды, подписала их, а дочь искала и, наблюдая за их поведением, рисовала их настроения. В карточке я допустила две ошибки: добавила ленивца и коалу (которые, согласитесь, обезьянами не являются). Это был тест на внимательность, который мы прошли =) Домой ушли с нарисованными мордочками вытянутых губ шимпанзе и оскалом мандрила. А когда Ульяна увидела в телефоне фотографию наших фигурок обезьян на бревне - заволновалась, что они сбежали со своих вольеров и пора их спасать.
Кто найдёт ленивца на фото- тот молодец! Доступность и близость животных просто зашкаливает =)


Попробуйте вместе с ребёнком воссоздать мир и жизнь конкретных животных ( или динозавров). Фотографии не мои, взяла их с интернета. Но мои дети просто ловили кайф от возни динозавров в грязи (оставляя следы), где деревьями нам послужили брокколи. Сами растворяли желатин для подводного мира, морозили льдины для пингвинов. Это затягивает =)
Почувствуй себя животным: распутай и достань паука из паутины, оставь следы парнокопытного или хищника.


И снова о 5-ти чувствах: лёд можно сыпать солью и сушить феном, добавить в него фигурки или красители. Пример сортировки животных на наземных и водных, а также тех, кто приспособлен к обоим стихиям. Ну и доска, в которой нужно по окрасу узнать хозяина шкуры.

Ссылки для идей и вдохновения.

1. supermom.ru - качественнее этого блога на постсоветском пространстве я пока не нашла. Качество во всём: в подаче информации, исполнение и даже в снимках! Всё на высшем уровне. Единственное, что мне тут не хватает - это более частого обновления информации. Но понимая, что ведёт блог РЕАЛЬНАЯ мама двоих детей и что вдохновение - штука непостоянная, никаких претензий к автору не имею.

2. Пинтерест - это, конечно, кладезь идей. Не хватает одного - глубины. Зато вдохновения - разгребай лопатой. Не зря ведь его называют всемирным каталогом идей. Я запросы пишу на английском, тогда результатами поисков довольна больше. А ещё я люблю там "забываться" и теряться. Там организовать это легко =) ведь цепочка связей работает отлично и каждый твой следующий запрос направляет тебя на еще более интересный. Так что балуйтесь =)

Делюсь запросами, которые использую:
kids krafts
kids ideas
kids activities
animals for kids activities
sensory activities
мелкая моторика

Вот на последнем примере можно убедиться, что качество материала по одному и тому же запросу (на мелкую моторику) на двух разных языках очень разное.

3. Инстаграм - я не могу сказать, что есть  конкретные профили, которые меня вдохновляют постоянно. Но есть такие, которые успешно рекомендуют другие страницы (иногда удачные, а иногда с рекламой - куда же в инста без этого?)
smileymommies
tres_mamas_notes
dipeshkova
redbirdliza

4. Передачи о животных для детей:

"Детям о животных" от канала BBC - передачи по 20-25 минут, ещё можно найти те же передачи по запросу "Ребятам о зверятах".
Передачи от Animal Planet, National Geographic.
Отличный блог американских мам (ссылка). Там не только о зверях. Найдёте на канале отличные идеи по организации смелых детских праздников, оптимизации детской комнаты и другие идеи для творчества.

5. Мультфильмы и фильмы о животных:
"Король Лев" (первые 2 части)
"Книга Джунглей" мультфильм от Диснея (первые 2 части)
"Книга Джунглей" фильм от Диснея (2016 год)
"В поисках Немо" - отличный способ объяснять детям почему диким животным не хочется жить с людьми.
"Делай ноги" (2 часть!!!!) - идеальный мультфильм, чтоб объяснить насколько все в мире взаимозависимы.
"Зверополис" - тема феминизма, как приспособиться совершенно разным животным жить в одном городе (то, что никак не может сделать человечество), немного напустили реальности "необходимости хищников" в нашей жизни. В общем, реальней мультфильма для детей не найдешь про нашу действительность. 

Цикл аудио записей про животных "Соседи по планете" . Даю ссылку на "ВКонтакте", потому что оттуда сама скачиваю, чтобы всем вместе слушать в дороге (в машине).

И ещё немного про книги о животных. У нас книги всякие-привсякие есть. Но у каждого точно должна быть классическая энциклопедия с шикарными фотографиями. Я выбрала на польском языке, ссылку смысла давать нет. За что я её полюбила? За крупные кадры, никаких нудных фактов, только короткие интересности (по 2-3 факта на разворот) и лёгкая классификация. Это ночные бабочки, а это - дневные. Вот это животные, у которых есть рог/рога, а у этих - есть перья и т.д.

Из книг на родном языке я могу посоветовать однозначно две:
"Энциклопедия для малышей. Животные" от издательства Махаон. Пройдите по ссылке, там можно "полистать" её. Ну просто гениально описаны: как ведёт себя кукушонок в новой семье, как дятел складирует в коре желуди или как спят птицы. Нам эту книгу одолжили на время, но дети с ней никак не расстанутся, да простят меня настоящие владельцы энциклопедии =)

Вторая книга - "Такие разные животные" Жоэль Жоливе. Обожаю её за сложность и простоту одновременно, за хамелеона на каждой странице и за масштабность. Из минусов - непривычная цветовая гамма изображений (это скорее не минус, а просто очень заметно на фоне других "малиновых" изданий) и хрупкость! Ну очень тоненькие странички и слабый переплёт. У такой любимой книги как эта - должны быть вообще металлическая обложка и деревянные страницы!!!



Про зоопарки я писала ещё тут:
В Праге и Вроцлаве (кликайте ссылки)

И другие статьи по теме наших времяпровождений:

Как мы провели этот март или НЕ плохая мать
Традиции нашей семьи.
Мои 10 советов воспитания детей.

P.S.: после такого удара по ссылкам в конце поста, хочется снова вернуться к начальной теме. Почему для "погружения" я выбрала тему животного мира? Конечно, это интересно для детей, познавательно. Но в первую очередь меня преследовали немного другие цели.

Очень легко можно показать НАСКОЛЬКО наша планета разнообразна. Одних бабочек-то сколько видов! Мир разный на ощупь, звук, прикосновение, настроение, поведение и даже процесс появления на свет. Я очень хочу, чтоб эти разнообразия и вариации возбуждали и будоражили интерес моих детей. Хочу вместе с ними зарываться в Википедию и отвечать на их вопросы: "А почему королева муравьёв может съесть своих детей?", "А почему ёжик не может быть лысым?". И пусть эти "почему" не заканчиваются никогда.

С помощью животных легче объяснить, что не один человек живет на Земле. Есть другие ЖИВЫЕ существа, в том числе растительный мир. И этот мир имеет право на своё существование. Их нужно уважать, любить, иногда оберегать и заботиться. Но только иногда. Потому что дикая природа достаточно самостоятельная и человеку не всегда нужно туда вмешиваться. Но есть другая история - про динозавров. Они были, а сейчас их нет. Можно немного задуматься.

Ну и наконец-то, животные восхищают! Их просто полюбить. Даже носорога или крота, не только котиков и енотов. И это другой вид любви, который тоже нужно привить детям. 

Любите людей и свою Планету.

Previous
Next Post »

2 коммент.

Write коммент.
Unknown
AUTHOR
10 июля 2016 г. в 13:06 delete

Как, Вы все успеваете? Работа, дом, приготовление еды, и главное дети. Поделитесь секретом. Читаю, наслаждаюсь, заряжаюсь. Хочется чаще и больше. С ув. Света"Теремок".

Reply
avatar
Unknown
AUTHOR
11 июля 2016 г. в 01:56 delete

Ответ прост: я ничего не успеваю =)

Reply
avatar