- Доктор, а научите диагностировать болезни?! - часто спрашивают пациенты у врача.
Хороший врач всегда вам ответит, что диагностикой и лечением должен заниматься исключительно медработник соответствующей квалификации. А плохой врач может и будет рассказывать своим пациентам КАК определить заболевание.
Это я к чему? К тому, что сейчас пойдет речь о НАШЕЙ истории открытия розничного магазина в ТЦ и как МЫ это делали. Если вы жаждите здесь увидеть все потраченные деньги на проект, контакты застройщиков или 127 страниц нашего договора с арендатором - то разочарую, но этого здесь не будет. Это очень личная информация. И давайте сразу договоримся - не задавать таких вопросов в комментариях и личных сообщениях. Ну правда, товарищи, имейте совесть)))
Зато расскажу о том, какие реально закладывать нужно сроки на открытие проекта, как читать этот договор на 127 страниц и насколько легко это сделать украинцу в Польше.
Предыстория. Совсем недавно (а именно 13.11.2015) мы открыли свой первый магазин испанской брендовой одежды для детей ZEBRA. Магазин находится в торговом центре Aleja Bielany во Вроцлаве (Польша). Ни для кого не секрет, что этот торговый комплекс организовала корпорация IKEA. Так как галерея строилась с "нуля", поэтому открытие ZEBRA совпало с открытием ТЦ. Теперь, когда самые большие бури в работе утихли, можно немного написать о наших выводах и процессах.
Начнем с того, что у вас должна быть идея, концепция и вИдение магазина. Ни для кого уже не секрет, что для успешной офф-лайн торговли важно 3 критерия: место, место и ещё раз место!
По логике вещей, в 90% случаях все хорошие торговые места стОят хороших денег. Польша не исключение. И это нормально. При правильном подходе к ведению бизнеса, с правильным предложением в правильном месте - прибыль обеспечит оплату дорогостоящей аренды. Итак, момент первый - если вы настроены на реально продающее место - будьте готовы платить за него хорошую цену.
По стоимости можно сориентироваться на сайтах olx , gumtree и тому подобное (раздел коммерческой недвижимости). Очень хорошо помогают регулярные (у нас это было по 3-4 раза в неделю) прогулки в тех частях города, где вы видите свой будущий объект. И даже если на здании не висят контакты арендодателя, то с помощью соседей всегда можно их найти. Ну и, собственно, риелторы. Работали с многими такими компаниями во Вроцлаве. Все зависит, конечно, от качеств агента, но в нашем опыте толкового риелтора не было...
Момент второй - хорошие предложения по локации также популярны как и горячие пирожки. Поэтому, имейте ввиду, что нужно иметь острый глаз и молниеносную реакцию. У вас должны быть наготове все презентации, концепция бизнеса и желательно - сама "умова найму локала" (программа минимум - юрист, который будет вычитывать и защищать ваши интересы в предложенном варианте "умовы" со стороны арендодателя). На хорошее торговое место всегда найдется большое количество желающих. И поверьте мне, у вас должны быть козыри. А это украинцу в Польше - ой, как непросто организовать. И дело состоит не в дискриминации или расизме, а в ограниченности языковых умений, незнании правил и законов другой страны. Роль играет даже понимание базовых потребностей поляков. В общем, наш опыт показывает, что поиск помещения - это стратегическая игра!
Важная вещь и наш личный совет - не открывать магазин "на последние деньги". Будьте готовы к тому, что нужно потратить много сил, времени и денег на организацию розничной торговли. И если на это очень ограниченный бюджет - то лучше сообразить другую идею и собрать, как говориться, необходимый "жирок". Из этого пункта вытекает третий совет - составьте бюджет, определите сроки и ваши возможности по проекту. А теперь смело умножайте это всё на 3. Вот это ваша реальная картина! И если у вас всего хватает, то вперёд!
Исходя из нашей практики, от момента первого звонка и до момента открытия ушло 7 с половиной месяцев. И это мы, товарищи, старались работать активно.
Теперь поговорим о людях. Сначала о наставниках и помощниках перед моментом запуска. Немного позже - о вашей команде, которая пойдет с вами в ногу в ваше будущее и сделает его светлым))
Очень важно найти в Польше таких людей. Я говорю о консультантах и защитниках ваших интересов. У нас таких было 2 человека. Юрист, понятное дело. Главный офис IKEA, после согласования торгового места, его квадратуры, цены и коммунальных оплат, высылает как минимум 3 разных документа: сам договор, анекс и przewodnik techniczny. Собственно, сам договор нельзя корректировать. Все поправки вносятся в так называемый анекс. И его размер зависит от ваших договоренностей. Что касается третьего документа - то тут идёт речь о коммуникациях, условиях застройки и передачи локала. В общем, тут много разных моментов, в плоть до описания количества минут, на которое может быть закрыт магазин в рабочие часы ТЦ (а это, товарищи, 0 минут и описание штрафов, если это произойдёт).
Конечно, в таком деле нужен юрист. Но также нужно и ваше время, чтобы это всё прочитать. Вычитывать нужно КАЖДЫЙ пункт и вам, и юристу. Будьте готовы разговаривать об уменьшении штрафов, арендной платы, внесения другой суммы залога и т.д. Конечно, корпорация заинтересована получить больше и сам договор написан очень умно (со стороны арендодателя). Но с другой стороны, постарайтесь проиграть все возможные сценарии на будущее (а будущее - это около 5 лет, как гласит договор). Например, вписать больше групп товаров для продажи в вашей торговой точке. Чтобы в случае расширения ассортимента можно было это сделать, согласно договору. Или включить возможность продажи магазина с вашей стороны и смены арендаторов в договоре и т.д.
Кто же поможет с такими вопросами? Кто поможет снизить ставку % от выторга? К сожалению, это НЕ юрист. Назовём такого человека - наставником. Это лицо, которое имеет опыт работы с такими делами, имеет представление как вести переговоры и помог подписать не один подобный договор. Как найти такого человека - я правда не знаю... Нам он просто был подарен судьбой, так как является представителем торговой марки, которую мы продаём в ZEBRA. И к сожалению, другими проектами и марками он не занимается. Это не его сфера, поэтому, загадывая наперёд, скажу сразу - просить контакты такого человека нет смысла.
Итак, в чём помог нам такой наставник?
1. Рассказал как постепенно снижать цены на аренду и % от выторга в ТЦ. Главная его фраза: "Тут не можна спешич - бо бендже зле". То, что так сильно раздражало (а именно, медлительность в Польше), теперь приносит свои плоды. Урок 1 от наставника - умейте выдержать паузу и сдержанное невозмутимое лицо.
Высылаете свою шикарно сделанную презентацию магазина как минимум 5 разным ТЦ своего города. Даже если вам не очень там интересно - высылайте и требуйте цен, условий. Получили цены? Начинайте торги с каждым из ТЦ: "А вот там мне предложили столько-то за кв.м., а у вас тут столько. Как будем снижать?" и т.д.
Смело называйте им ставки, цены и названия ТЦ. Будьте открытыми, но не перегибайте палку. Помните, что на хорошее место - всегда есть покупатели. Вам просто нужно найти эту точку, ниже которой ТЦ спуститься уже не может. Эта точка не будет одинаковой в каждой Галерее. Но она точно есть! Найдите её. И закладывайте на эти переговоры как минимум месяц.
Получили все цифры? Анализируйте и выбирайте.
Какие цены нужно ожидать?
- ставка за метр квадратный - аренда (чаще всего, в первые 2 года она намного ниже, чем в последующие 3 года. Бывает даже в 2-3 раза)
- % от продажи (у известных брендов он всегда ниже, чем у малоизвестных и может колебаться от 4 до 15% в зависимости от многих факторов)
- маркетинг;
- коммунальные услуги;
- депозит в размере 2-х или 3-х месячной оплаты.
2. Так как мы "заходили" в совершенно новый ТЦ, то "локал" нам передавали в "стане суровом". Это когда у тебя есть только перегородки из гипсокартона (к котором нельзя даже касаться - и это правда) и подведены все коммуникации без завершения. Тебе как бы самостоятельно нужно все обустраивать - и потолок, и витрину, пол и даже новые стены из гипса =)
Умный человек нам подсказал, что эти деньги (а скорее - их часть) - можно компенсировать за счёт ТЦ. Просто даёте запрос на возвращение вложенных средств. Этот момент стоит проговорить перед подписанием договора и тут тоже необходимо торговаться (у нас получилось увеличить в четверо сумму, предложенную управлением ТЦ). Сами средства поступят к вам на счёт после открытия и выполнения нескольких процедур, которые должны быть описаны в договоре (сдача объекта, сбор важных подписей, выставления фактур и т.д.).
Если вы "заходите" в уже работающий ТЦ, то вам предложат оплатить одноразовый "вступительный взнос", который подразумевает за собой - закрытие всех затрат на ту же витрину, плитку, потолок и т.д. Думаю, там тоже смело нужно торговаться и уменьшать стоимость.
3. Защитить свои тылы. Важно понять ключевую вещь - ТЦ не работают по принципу "нагреться на арендодателях" . По крайней мере, в нашей практике такого не было. Они просто защищают свои тылы. Поэтому и договор такой огромный и деталей в нем миллион. Они требуют от нас многого, ставя и себе такие же серьезные требования.
Я верю, что они с нами играют в игру "выиграл-выиграл", ибо не было бы в таком случае привязки к выторгу клиента.
И мы должны своими правками не "задавить/обмануть" арендодателя, а защитить себя. С такими мыслями и редактируйте "анекс".
Так, например, нам посоветовали вписать больше групп товара (хотя мы собирались открывать исключительно моно-бренд), чтобы в будущем была возможность:
а) расширить ассортимент магазина или изменить вообще специфику бутика;
б) продать магазин/бизнес другой компании и не ограничивать их сферу интересов.
Конечно, правки можно вносить в договор и через пару лет, с помощью юриста/нотариуса. Но поверьте, это все стоит приличных денег, а возможно и принципов ТЦ (в зависимости от вопроса). Ну и еще пунктик: заинтересованность вам угодить в начале процесса - намного больше, чем уже при подписанном документе.
4. Стараться просчитывать все работы и затраты до подписания договора.
Например, речь идет о страховках. Был такой пункт у нас: предоставить страховку на ведение хоз.деятельности в размере такой-то суммы. Сколько стоит такая страховка мы узнали уже после подписания документов, но если бы узнали до - поверьте, снижали бы страховую сумму как могли.
Еще скользкий момент - банковские гарантии, например, на ремонт локала.
Большинство арендаторов, чтобы получить компенсацию средств, вложенные в ремонт, должны предоставить управляющим ТЦ - банковскую гарантию на требуемую сумму. Ну, например, договорились вы с центром, что вам возместят 1000 евро, а они от вас в замен требуют банковскую гарантию на эти же 1000 евро.
А как выглядит получение этой банковской гарантии? Для давно работающей фирмы/частного лица в Польше, с хорошими приходами, многолетними депозитами и приличной репутацией - возможно это делается практически без денег. Хотя, организация этого дела - такой же бизнес, как и оформление страховок... В нашем же случае, мы должны просто на депозит положить эту сумму (на 5 лет, простите, "заморозить" деньги по 1-3% годовых), чтобы получить эту банковскую гарантию. Сообразив это раньше и уточнив детали, мы вели свою ветку переговоров о снятии этого требования с нас, ибо никакого смысла в этом нет: вложить деньги в застройку, потом эту же сумму положить на счёт в банк, чтобы получить её же от ТЦ.
В общем, интересуйтесь и уточняйте стоимость и процедуру оформления сопутствующих документов заранее =)
Теперь, о команде вашей мечты =)
Нашу dream-team мы выбирали среди поляков. Важно понимать, что на собеседовании ребята задавали мне столько же вопросов, сколько и я им. То есть, люди интересующиеся.
А интересовало их:
- какая умова будет подписана (а их очень много!). Более всего радовались "умове о праце" - так как она более остальных защищает и гарантирует;
- реально ли мы даём то количество часов работы, о которых заявляем;
- цена оплаты в час нетто (то есть "чистыми" - без налогов);
- иметь возможность брать иногда выходные в выходные, то есть в субботу и воскресенье (простите за тавтологию =)
Бывали вопросы о наличии уборщицы, сигнализации и даже системы антикражи.
Конечно, я советую брать профессионалов своего дела. Каким бы ты не был смышленым и умеющим - но преграда в передаче информации есть! Я вот очень это чувствую и страдаю от того, что еще не могу выразить на 100% свои мысли из-за отсутствия словарного запаса на польском языке. Конечно, я даю краткие инструкции, выражаю мысли и идеи, но это звучит на очень примитивном уровне.
Как работать с командой, к сожалению, описывать не стану. Ибо это уже совсем другая тема, а возможно и книга =)
Кто еще может помочь в открытии магазина?
В нашем случае - это была наша семья со своим огромным опытом в подобной сфере. Высота стеллажа, выбор программы продажи, размер плечиков, наличие звука в магазине, определение целевой аудитории и многое-многое-очень многое другое.
Ваша компания-застройщик - тоже могут быть вашими консультантами, если выберете добросовестную команду. Например, наши строители помогли нам разработать наиболее оптимальную систему крепления стеллажей в новую стену, при этом не касаясь стены ТЦ (помните? Это та, к которой нельзя касаться =). Тем самым уменьшив наши затраты. Кстати, о затратах. Ваш главный застройщик, скорее всего, сможет закрыть все ваши потребности: и электрика, и вентиляция, и плитка/паркет, и даже видеонаблюдение. В принципе, можете получить от него смету. Но выбрав, разных подрядчиков - наверняка получите цены более интересны для вас. И еще момент - тут также приветствуется действовать как и с торгами на аренду помещения: получить несколько смет и потихоньку снижать стоимость услуг, используя эти просчеты. Всё это прелести конкуренции.
Также очень важен - архитектор-дизайнер (это могут быть разные люди, или один человек). Но воспользоваться его услугами я очень советую!
Конечно, вы можете сами иметь отличный вкус и пространственное мышление. Конечно, у вас в голове уже есть точная концепция вашего бизнеса. И конечно же, сейчас нечего делать состряпать интерьер, имея такие ресурсы как интернет или pinterest. Скажу только одно - там нужно СТОЛЬКО всего утверждать, получать заключения, бегать собирать подписи, печати и планы, что лучше уж заняться более полезными и приятными делами, чем этой бюрократией.
Конечно, есть еще очень много других моментов, которые можно рассказать. Но это уже рабочие мелочи и истории =) Главный вывод я сделала в том, что чувствуется поддержка ТЦ. В том, чтобы ты работал хорошо и эффективно заинтересованы обе стороны. И хош-нехош, а вы в одной связке, одна команда!
P.S.: лирическое и чисто женское отступление =)
Как-то раз, кажись еще зимой, я написала пост об IKEA. Вот этот пост: Про IKEA: НЕрекламный пост. Это о любви.
Могла ли я тогда вообще предположить, что мы будем сотрудничать с этим гигантом буквально через пол года? Можно так сказать, будем партнерами даже! Еще тогда, зимой, я, конечно бы, рассмеялась искренне. Сейчас понимаю, что мечтать совсем не вредно и даже сбывается! Еще немного времени и я расскажу о ещё одной мечте - кофейня напротив оперы. И это будет Gniazdo. И это будет отдельная история =)
О бизнесе в Польше я писала еще тут:
1. Регистрация ООО в Польше: подводные камни
2. Мои 9 месяцев в Польше: к чему я привыкала
Хороший врач всегда вам ответит, что диагностикой и лечением должен заниматься исключительно медработник соответствующей квалификации. А плохой врач может и будет рассказывать своим пациентам КАК определить заболевание.
Это я к чему? К тому, что сейчас пойдет речь о НАШЕЙ истории открытия розничного магазина в ТЦ и как МЫ это делали. Если вы жаждите здесь увидеть все потраченные деньги на проект, контакты застройщиков или 127 страниц нашего договора с арендатором - то разочарую, но этого здесь не будет. Это очень личная информация. И давайте сразу договоримся - не задавать таких вопросов в комментариях и личных сообщениях. Ну правда, товарищи, имейте совесть)))
Зато расскажу о том, какие реально закладывать нужно сроки на открытие проекта, как читать этот договор на 127 страниц и насколько легко это сделать украинцу в Польше.
Предыстория. Совсем недавно (а именно 13.11.2015) мы открыли свой первый магазин испанской брендовой одежды для детей ZEBRA. Магазин находится в торговом центре Aleja Bielany во Вроцлаве (Польша). Ни для кого не секрет, что этот торговый комплекс организовала корпорация IKEA. Так как галерея строилась с "нуля", поэтому открытие ZEBRA совпало с открытием ТЦ. Теперь, когда самые большие бури в работе утихли, можно немного написать о наших выводах и процессах.
Начнем с того, что у вас должна быть идея, концепция и вИдение магазина. Ни для кого уже не секрет, что для успешной офф-лайн торговли важно 3 критерия: место, место и ещё раз место!
По логике вещей, в 90% случаях все хорошие торговые места стОят хороших денег. Польша не исключение. И это нормально. При правильном подходе к ведению бизнеса, с правильным предложением в правильном месте - прибыль обеспечит оплату дорогостоящей аренды. Итак, момент первый - если вы настроены на реально продающее место - будьте готовы платить за него хорошую цену.
По стоимости можно сориентироваться на сайтах olx , gumtree и тому подобное (раздел коммерческой недвижимости). Очень хорошо помогают регулярные (у нас это было по 3-4 раза в неделю) прогулки в тех частях города, где вы видите свой будущий объект. И даже если на здании не висят контакты арендодателя, то с помощью соседей всегда можно их найти. Ну и, собственно, риелторы. Работали с многими такими компаниями во Вроцлаве. Все зависит, конечно, от качеств агента, но в нашем опыте толкового риелтора не было...
Момент второй - хорошие предложения по локации также популярны как и горячие пирожки. Поэтому, имейте ввиду, что нужно иметь острый глаз и молниеносную реакцию. У вас должны быть наготове все презентации, концепция бизнеса и желательно - сама "умова найму локала" (программа минимум - юрист, который будет вычитывать и защищать ваши интересы в предложенном варианте "умовы" со стороны арендодателя). На хорошее торговое место всегда найдется большое количество желающих. И поверьте мне, у вас должны быть козыри. А это украинцу в Польше - ой, как непросто организовать. И дело состоит не в дискриминации или расизме, а в ограниченности языковых умений, незнании правил и законов другой страны. Роль играет даже понимание базовых потребностей поляков. В общем, наш опыт показывает, что поиск помещения - это стратегическая игра!
Важная вещь и наш личный совет - не открывать магазин "на последние деньги". Будьте готовы к тому, что нужно потратить много сил, времени и денег на организацию розничной торговли. И если на это очень ограниченный бюджет - то лучше сообразить другую идею и собрать, как говориться, необходимый "жирок". Из этого пункта вытекает третий совет - составьте бюджет, определите сроки и ваши возможности по проекту. А теперь смело умножайте это всё на 3. Вот это ваша реальная картина! И если у вас всего хватает, то вперёд!
Исходя из нашей практики, от момента первого звонка и до момента открытия ушло 7 с половиной месяцев. И это мы, товарищи, старались работать активно.
Теперь поговорим о людях. Сначала о наставниках и помощниках перед моментом запуска. Немного позже - о вашей команде, которая пойдет с вами в ногу в ваше будущее и сделает его светлым))
Очень важно найти в Польше таких людей. Я говорю о консультантах и защитниках ваших интересов. У нас таких было 2 человека. Юрист, понятное дело. Главный офис IKEA, после согласования торгового места, его квадратуры, цены и коммунальных оплат, высылает как минимум 3 разных документа: сам договор, анекс и przewodnik techniczny. Собственно, сам договор нельзя корректировать. Все поправки вносятся в так называемый анекс. И его размер зависит от ваших договоренностей. Что касается третьего документа - то тут идёт речь о коммуникациях, условиях застройки и передачи локала. В общем, тут много разных моментов, в плоть до описания количества минут, на которое может быть закрыт магазин в рабочие часы ТЦ (а это, товарищи, 0 минут и описание штрафов, если это произойдёт).
Конечно, в таком деле нужен юрист. Но также нужно и ваше время, чтобы это всё прочитать. Вычитывать нужно КАЖДЫЙ пункт и вам, и юристу. Будьте готовы разговаривать об уменьшении штрафов, арендной платы, внесения другой суммы залога и т.д. Конечно, корпорация заинтересована получить больше и сам договор написан очень умно (со стороны арендодателя). Но с другой стороны, постарайтесь проиграть все возможные сценарии на будущее (а будущее - это около 5 лет, как гласит договор). Например, вписать больше групп товаров для продажи в вашей торговой точке. Чтобы в случае расширения ассортимента можно было это сделать, согласно договору. Или включить возможность продажи магазина с вашей стороны и смены арендаторов в договоре и т.д.
Кто же поможет с такими вопросами? Кто поможет снизить ставку % от выторга? К сожалению, это НЕ юрист. Назовём такого человека - наставником. Это лицо, которое имеет опыт работы с такими делами, имеет представление как вести переговоры и помог подписать не один подобный договор. Как найти такого человека - я правда не знаю... Нам он просто был подарен судьбой, так как является представителем торговой марки, которую мы продаём в ZEBRA. И к сожалению, другими проектами и марками он не занимается. Это не его сфера, поэтому, загадывая наперёд, скажу сразу - просить контакты такого человека нет смысла.
Итак, в чём помог нам такой наставник?
1. Рассказал как постепенно снижать цены на аренду и % от выторга в ТЦ. Главная его фраза: "Тут не можна спешич - бо бендже зле". То, что так сильно раздражало (а именно, медлительность в Польше), теперь приносит свои плоды. Урок 1 от наставника - умейте выдержать паузу и сдержанное невозмутимое лицо.
Высылаете свою шикарно сделанную презентацию магазина как минимум 5 разным ТЦ своего города. Даже если вам не очень там интересно - высылайте и требуйте цен, условий. Получили цены? Начинайте торги с каждым из ТЦ: "А вот там мне предложили столько-то за кв.м., а у вас тут столько. Как будем снижать?" и т.д.
Смело называйте им ставки, цены и названия ТЦ. Будьте открытыми, но не перегибайте палку. Помните, что на хорошее место - всегда есть покупатели. Вам просто нужно найти эту точку, ниже которой ТЦ спуститься уже не может. Эта точка не будет одинаковой в каждой Галерее. Но она точно есть! Найдите её. И закладывайте на эти переговоры как минимум месяц.
Получили все цифры? Анализируйте и выбирайте.
Какие цены нужно ожидать?
- ставка за метр квадратный - аренда (чаще всего, в первые 2 года она намного ниже, чем в последующие 3 года. Бывает даже в 2-3 раза)
- % от продажи (у известных брендов он всегда ниже, чем у малоизвестных и может колебаться от 4 до 15% в зависимости от многих факторов)
- маркетинг;
- коммунальные услуги;
- депозит в размере 2-х или 3-х месячной оплаты.
2. Так как мы "заходили" в совершенно новый ТЦ, то "локал" нам передавали в "стане суровом". Это когда у тебя есть только перегородки из гипсокартона (к котором нельзя даже касаться - и это правда) и подведены все коммуникации без завершения. Тебе как бы самостоятельно нужно все обустраивать - и потолок, и витрину, пол и даже новые стены из гипса =)
Умный человек нам подсказал, что эти деньги (а скорее - их часть) - можно компенсировать за счёт ТЦ. Просто даёте запрос на возвращение вложенных средств. Этот момент стоит проговорить перед подписанием договора и тут тоже необходимо торговаться (у нас получилось увеличить в четверо сумму, предложенную управлением ТЦ). Сами средства поступят к вам на счёт после открытия и выполнения нескольких процедур, которые должны быть описаны в договоре (сдача объекта, сбор важных подписей, выставления фактур и т.д.).
Если вы "заходите" в уже работающий ТЦ, то вам предложат оплатить одноразовый "вступительный взнос", который подразумевает за собой - закрытие всех затрат на ту же витрину, плитку, потолок и т.д. Думаю, там тоже смело нужно торговаться и уменьшать стоимость.
3. Защитить свои тылы. Важно понять ключевую вещь - ТЦ не работают по принципу "нагреться на арендодателях" . По крайней мере, в нашей практике такого не было. Они просто защищают свои тылы. Поэтому и договор такой огромный и деталей в нем миллион. Они требуют от нас многого, ставя и себе такие же серьезные требования.
Я верю, что они с нами играют в игру "выиграл-выиграл", ибо не было бы в таком случае привязки к выторгу клиента.
И мы должны своими правками не "задавить/обмануть" арендодателя, а защитить себя. С такими мыслями и редактируйте "анекс".
Так, например, нам посоветовали вписать больше групп товара (хотя мы собирались открывать исключительно моно-бренд), чтобы в будущем была возможность:
а) расширить ассортимент магазина или изменить вообще специфику бутика;
б) продать магазин/бизнес другой компании и не ограничивать их сферу интересов.
Конечно, правки можно вносить в договор и через пару лет, с помощью юриста/нотариуса. Но поверьте, это все стоит приличных денег, а возможно и принципов ТЦ (в зависимости от вопроса). Ну и еще пунктик: заинтересованность вам угодить в начале процесса - намного больше, чем уже при подписанном документе.
4. Стараться просчитывать все работы и затраты до подписания договора.
Например, речь идет о страховках. Был такой пункт у нас: предоставить страховку на ведение хоз.деятельности в размере такой-то суммы. Сколько стоит такая страховка мы узнали уже после подписания документов, но если бы узнали до - поверьте, снижали бы страховую сумму как могли.
Еще скользкий момент - банковские гарантии, например, на ремонт локала.
Большинство арендаторов, чтобы получить компенсацию средств, вложенные в ремонт, должны предоставить управляющим ТЦ - банковскую гарантию на требуемую сумму. Ну, например, договорились вы с центром, что вам возместят 1000 евро, а они от вас в замен требуют банковскую гарантию на эти же 1000 евро.
А как выглядит получение этой банковской гарантии? Для давно работающей фирмы/частного лица в Польше, с хорошими приходами, многолетними депозитами и приличной репутацией - возможно это делается практически без денег. Хотя, организация этого дела - такой же бизнес, как и оформление страховок... В нашем же случае, мы должны просто на депозит положить эту сумму (на 5 лет, простите, "заморозить" деньги по 1-3% годовых), чтобы получить эту банковскую гарантию. Сообразив это раньше и уточнив детали, мы вели свою ветку переговоров о снятии этого требования с нас, ибо никакого смысла в этом нет: вложить деньги в застройку, потом эту же сумму положить на счёт в банк, чтобы получить её же от ТЦ.
В общем, интересуйтесь и уточняйте стоимость и процедуру оформления сопутствующих документов заранее =)
Теперь, о команде вашей мечты =)
Нашу dream-team мы выбирали среди поляков. Важно понимать, что на собеседовании ребята задавали мне столько же вопросов, сколько и я им. То есть, люди интересующиеся.
А интересовало их:
- какая умова будет подписана (а их очень много!). Более всего радовались "умове о праце" - так как она более остальных защищает и гарантирует;
- реально ли мы даём то количество часов работы, о которых заявляем;
- цена оплаты в час нетто (то есть "чистыми" - без налогов);
- иметь возможность брать иногда выходные в выходные, то есть в субботу и воскресенье (простите за тавтологию =)
Бывали вопросы о наличии уборщицы, сигнализации и даже системы антикражи.
Конечно, я советую брать профессионалов своего дела. Каким бы ты не был смышленым и умеющим - но преграда в передаче информации есть! Я вот очень это чувствую и страдаю от того, что еще не могу выразить на 100% свои мысли из-за отсутствия словарного запаса на польском языке. Конечно, я даю краткие инструкции, выражаю мысли и идеи, но это звучит на очень примитивном уровне.
Как работать с командой, к сожалению, описывать не стану. Ибо это уже совсем другая тема, а возможно и книга =)
Кто еще может помочь в открытии магазина?
В нашем случае - это была наша семья со своим огромным опытом в подобной сфере. Высота стеллажа, выбор программы продажи, размер плечиков, наличие звука в магазине, определение целевой аудитории и многое-многое-очень многое другое.
Ваша компания-застройщик - тоже могут быть вашими консультантами, если выберете добросовестную команду. Например, наши строители помогли нам разработать наиболее оптимальную систему крепления стеллажей в новую стену, при этом не касаясь стены ТЦ (помните? Это та, к которой нельзя касаться =). Тем самым уменьшив наши затраты. Кстати, о затратах. Ваш главный застройщик, скорее всего, сможет закрыть все ваши потребности: и электрика, и вентиляция, и плитка/паркет, и даже видеонаблюдение. В принципе, можете получить от него смету. Но выбрав, разных подрядчиков - наверняка получите цены более интересны для вас. И еще момент - тут также приветствуется действовать как и с торгами на аренду помещения: получить несколько смет и потихоньку снижать стоимость услуг, используя эти просчеты. Всё это прелести конкуренции.
Также очень важен - архитектор-дизайнер (это могут быть разные люди, или один человек). Но воспользоваться его услугами я очень советую!
Конечно, вы можете сами иметь отличный вкус и пространственное мышление. Конечно, у вас в голове уже есть точная концепция вашего бизнеса. И конечно же, сейчас нечего делать состряпать интерьер, имея такие ресурсы как интернет или pinterest. Скажу только одно - там нужно СТОЛЬКО всего утверждать, получать заключения, бегать собирать подписи, печати и планы, что лучше уж заняться более полезными и приятными делами, чем этой бюрократией.
Конечно, есть еще очень много других моментов, которые можно рассказать. Но это уже рабочие мелочи и истории =) Главный вывод я сделала в том, что чувствуется поддержка ТЦ. В том, чтобы ты работал хорошо и эффективно заинтересованы обе стороны. И хош-нехош, а вы в одной связке, одна команда!
P.S.: лирическое и чисто женское отступление =)
Как-то раз, кажись еще зимой, я написала пост об IKEA. Вот этот пост: Про IKEA: НЕрекламный пост. Это о любви.
Могла ли я тогда вообще предположить, что мы будем сотрудничать с этим гигантом буквально через пол года? Можно так сказать, будем партнерами даже! Еще тогда, зимой, я, конечно бы, рассмеялась искренне. Сейчас понимаю, что мечтать совсем не вредно и даже сбывается! Еще немного времени и я расскажу о ещё одной мечте - кофейня напротив оперы. И это будет Gniazdo. И это будет отдельная история =)
О бизнесе в Польше я писала еще тут:
1. Регистрация ООО в Польше: подводные камни
2. Мои 9 месяцев в Польше: к чему я привыкала
Sign up here with your email
7 коммент.
Write коммент.Даа, сколько же нюансов и подводных камней в открытии своего дела, особенно в другой стране, особенно с минимальным количеством связей. Я даже не представляю, сколько времени пришлось потратить на прочитку одних договоров. Порой журнальную статью на польском перечитываешь, а то документ с присущим ему стилем. Сколько же сил, концентрации, нервов и бессонных ночей тратится на осуществление мечты. Хотя на то она и мечта.. ))
ReplyКристина, вдохновляешь своим "несидением" на месте. Удачи вам и крупных сочных плодов от проделанной работы! :)
PS А почему дрим-тим выбирали среди поляков, а не среди соотечественников с хорошим польским и опытом работы?
Я давно занимаюст арендой коммерческой недвижимости....в Украине в больших ТЦ приблизительно та же история...опыт перенимают...а ставки снижать нужно, но пробовать через пол года......и самое главное....для арендодателя...арендатор всегда прав...за какой бы маской это не скрывалось
ReplyСпасибо за пожелания)) Про мечту - очень хорошо сказано. А по поводу команды дрим-тим - то оказалось, нелегко найти украинца с очень хорошим польским (ибо владение языком - это главный инструмент консультанта) в ближайшей доступности по времени.
ReplyОчень интересная статья. Хорошо, что силы остались её написать после такого запуска. Удачи вам!
ReplyСпасибо, Ирина))) а вот про стлы - очень в точку)))
Replyа есть ли такие вакансии в магазине, например, убирать или на складе, чтобы можно было взять украинца?
ReplyУ нашего магазина склада нет. А уборку уже производит наша Пани из Украины.
ReplyConversionConversion EmoticonEmoticon